в

Сквозь историю: прически от первобытности до наших дней

Древний мир

Уже в первобытном обществе человек вынужден был выполнять простейшие парикмахерские процедуры: подрезал волосы кремневым ножом, обжигал над пламенем. Мужчины связывали волосы в пучки кожаным ремешком, женщины скручивали волосы в жгуты, плели косы.

Первые признаки парикмахерского искусства встречаются примерно в V тысячелетии до нашей эры у египтян

Они занимались окраской волос и ногтей, уделяли большое внимание и уходу за телом. При раскопках были найдены сосуды с косметикой

Большое внимание уделяли изготовлению париков. Их делали из папируса, ткани, шерсти животных, окрашивали в разные цвета. Фараон, например, носил парик, как бы сотканный из множества косичек, пропитанных душистым маслом

Фараон, например, носил парик, как бы сотканный из множества косичек, пропитанных душистым маслом.

Египтяне уже делали завивку волос и париков при помощи холодной («мокрой») укладки. Пряди наматывали на деревянные коклюшки и обмазывали грязью, по высыхании грязь отваливалась. Туалетные процедуры выполнялись рабынями, причём каждая имела свою специальность.

Мужчины брили бороды бритвами из кремния или бронзы. Для ухода за волосами уже тогда были известны гребень, шпильки. Они были сделаны из дерева, слоновой кости.Раскопки показывают, что вавилоняне и ассирийцы тоже пользовались услугами парикмахера.

Здесь встречаются первобытные формы нашей современной бритвы.Но только у древних греков многочисленные правила и методы выполнения причесок, стрижек и бритья приобрели не только названия, но и истинный смысл парикмахерского искусства.

В Греции причесывание, завивка, надевание парика являлись своеобразным ритуалом, который длился иногда по нескольку часов. Эти процедуры выполнялись специально обученными рабынями, которых называли каламистрами. Каждая процедура — мытье, окраска, завивка, стрижка волос — выполнялась раздельно.Рабы-парикмахеры должны были не только умело причесать, но и соблюсти правила эстетики. Они должны были выдержать пропорцию, гармонию прически с чертами лица.

В Греции были уже настоящие салоны, где производилась стрижка бороды и волос, а также обработка ногтей.

От природы греки имели прямые, густые черные волосы. Вместе с тем в произведениях литературы часто фигурировали златокудрые красавицы.

Женщины изменяли природный цвет волос, прибегая к помощи щелочных составов, осветляли волосы толченым рисом и мукой. В большинстве случаев прическу делали из завитых волос, поэтому были усовершенствованы металлические стержни-щипцы (каламис).

Они представляли собой круглый стержень, который нагревали на жаровне, затем на него накручивали пряди волос. Для придания волосам блеска их смазывали оливковым маслом. В готовой прическе для ароматизации прядей прятали конусообразные пакетики с пахучей эссенцией их экстракта жасмина и козьего жира.

У древних римлян, так же как и древних греков, парикмахерское искусство пользовалось особым вниманием. Достаточно долго там господствовал греческий стиль, пока не выработался собственный. Римские патриции много часов проводили за прической

Римские патриции много часов проводили за прической.

Рабы – тонсоресс квалифицированно осуществляли различные работы с волосами: мыли их, ополаскивали в ароматических растворах, настоянных на травах. Они выполняли прически горячей завивкой металлическими стержнями, делали и «мокрую» холодную укладку с клейкими составами.

Стригли особыми серповидными бритвами.

С приходом моды на бритые мужские лица парикмахеры стали применять кроме серповидных бритв из меди горячие компрессы – прикладываемые к коже сильно нагретые льняные полотенца. Рабыня, которая проводила окончательную укладку волос и оформляла прическу украшениями, посыпала ее золотой пылью, лазоревым порошком, пропитывала ароматическими маслами, называлась кипасис.

В Древнем Риме существовали так называемые косметы – рабы, украшающие тело и лицо. Так как в моде была сильная бледность, то женщины белили себе лица и руки толчёным мелом. Для подводки век пользовались сажей или сурьмой. Губы подкрашивали и румянили щёки отстоем красного вина или растительной краской, называемой фукус.

В Китае и Японии для того, чтобы прическа была более устойчива, под волосяные пряди мастера подкладывали картонные подпорки, бархатные валики, подушки, они придавали прическе объемность. А для долгой сохранности прически волосы смазывали клейким составом, смолами или белками яиц.

20-го века – наши дни

Для 20 века прически предполагали пышные и длинные локоны. Но несмотря на это в модные тенденции были внесены коррективы. Так на улицах стали появляться женщины с короткими укладками. Теперь мода не относится к привилегиям королевских дворов, так что она вполне доступна просты людям. Теперь условия моды диктуют актеры и звезды. Кроме укладки не последняя роль отведена макияжу, разрезу рта, цвету глаз.

На видео- исторические прически:

Как вы успели заметить, прически в каждом государстве и в определенное время были свои. Все они перерождались и модернизировались, пока не получили новые названия. Сегодня мода на укладки значительно отличается от той, что была в древние времена, но это не отменяет того, что даже в те далекие времена женщина также хотели выглядеть роскошно и эффектно, как и сейчас.

Бурное развитие моды в XX веке

XX век стал временем значительного влияния моды на общество. В этот период произошло множество прорывов и изменений в сфере модных тенденций и стилей. Новые технологии, социальные перемены и культурные сдвиги влияли на то, как люди одевались и причесывались.

Одна из самых известных персон, которая существенно повлияла на моду и прически в XX веке, была Коко Шанель. Она стала символом революции в модной индустрии среди женщин. Шанель предложила носить короткие стрижки, которые раньше считались необычными для женщин, и появились такие прически, как «боб» и «кроп». Эти стрижки стали символом свободы и современности.

В 1920-е годы мода стала более экспериментальной. Женщины стали носить более яркую косметику, короткие стрижки, а одежда стала освобождаться от традиционных ограничений. Стиль арт деко стал одним из самых популярных течений этого времени.

В 1930-е годы мода стала более женственной. Прически стали более сложными и элегантными, как, например, прическа «волновый боб», которая была популярна в этот период. Одна из самых иконических причесок XX века — это прическа «хвостик», которая приобрела особую популярность в 1950-х годах.

1960-е годы были временем бурных перемен в моде. Молодежь выражала свою индивидуальность через одежду и прически. Модель «пикси» стала очень популярна среди молодых девушек. Однако, в этот период продолжала оставаться актуальной и прическа с объемом «бигуди».

1970-е годы были временем ретро-стиля, в котором свободная небрежность шла рука об руку с элегантностью. Волосы стали длинными и вьющимися, а использование натуральной косметики стало все более распространенным.

1980-е годы отличались пестрым стилем и экспериментами с волосами. Большие прически, такие как «колбасы» и «стенка», стали символом этого времени. Также популярными были накладные пряди и разноцветные волосы.

1990-е годы ознаменовались противоположностью 1980-м. Предпочтение отдавалось естественности и минимализму. Распущенные волосы и прямые стрижки были особенно популярными в этот период.

В XXI веке модные тенденции продолжают изменяться и развиваться

Сегодня множество различных стилей и тенденций привлекают внимание как мужчин, так и женщин

Важно помнить, что мода — это способ самовыражения и выражения своей индивидуальности, и каждый может выбрать стиль, который соответствует ему

Приказ об обрезании волос

Все изменилось летом 1645 года. Китай увидел указ об обрезании волос, выпущенный маньчжурским военачальником Доргонем. Согласно указу, каждый взрослый китайский мужчина должен был брить переднюю часть головы, а волосы с затылка собирать в тугую косу. Безапелляционность указа, равно как и требования к его неукоснительному выполнению под страхом смерти, походили на российский указ Петра Первого относительно бритья бород. Для представителей маньчжурских народов это требование было возможностью отличить своих от чужих, а для многочисленной ханьской народности выполнение Доргонского приказа стало действом, оскорбляющим чувства приверженцев учения Конфуция. Во время правления прошлой династии Мин мужчины завязывали волосы, а неповиновение новому указу повлекло массовую гибель ханьцев.

Маньчжуры принуждали ханьцев следовать северным обычаям и заставляли брить головы, за исключением макушки. Несогласных казнили. Даже король Кореи подчинился как правитель вассалитета. Приказ об обрезании волос распространялся на все категории граждан, но встретил сопротивление народа. Был создан военный совет, призванный подавить оппозицию. Бытует мнение, согласно которому цирюльники носили по городам на бамбуковых палках головы тех, кто не подчинился, чтобы показать обоюдоострый характер их профессии.

Несколько смягченный указ опирался частично на конфуцианские заповеди, трактуя их в свою пользу. В обращении говорилось, что в то время, когда страна объединилась и стала одной семьей, правитель стал народу отцом, а подданные – его сыновьями. Но эта попытка смягчить подход не возымела действия. При этом повиновение было верным отличительным знаком согласия с властью.

Древняя Русь и постмонгольский период: стрижки «под горшок» и убрусы

Василий Тропинин. Портрет украинского крестьянина. Конец 1830-х – начало 1840-х. Киевский национальный музей русского искусства, Украина

Константин Маковский. Портрет девушки в русском костюме. 1810-е. Частное собрание

Василий Тропинини. Портрет пожилого украинского крестьянина. 1820. Нижнетагильский музей изобразительных искусств, Нижний Тагил

Мужские и женские прически на Руси были простыми и однотипными. Самая распространённая мужская стрижка – «под горшок». Она была популярна у молодых людей: на голову надевали глиняный сосуд и обрезали волосы по линии края. Прическа «под скобу» была короче: по бокам до середины ушей, а спереди до середины лба. Пожилые мужчины обычно носили волосы длиной до плеч и отращивали длинные бороды .

На некоторых старинных миниатюрах и фресках встречаются изображения мужчин с длинными прядями волос, свисающими с одной стороны. С такой стрижкой нарисован в рукописной книге «Изборник Святослава» великий князь Святослав Игоревич.

В Древней Руси волосы не были признаком социальной принадлежности: одинаковые прически могли носить и князья, и крестьяне. Разницу в происхождении подчеркивал головной убор. Бедные надевали колпаки из дешевого сукна, а знать – шапки из кожи и бархата, украшенные золотом, серебром и драгоценными камнями.

На женский облик влияли церковные предписания: после замужества волосы следовало прятать под платки или другие головные уборы. Показывать прическу посторонним мужчинам было недопустимо – это называлось «опростоволоситься» и считалось позором. Женщины носили кокошники и убрусы – полотнища, которые повязывали поверх легкой шапочки. Незамужним девушкам можно было ходить без уборов: они заплетали волосы в косы и украшали прическу разноцветными лентами.

История прически 19-20 (XIX-XX) веков

Великая Французская Революция положила конец эпохе вычурного рококо, с наступлением свободы, равенства и братства в моду вошло все простое и естественное. Вплоть до начала двадцатого века женские прически хотя и менялись, однако никакой «революции» не происходило. Женщины вновь вернулись к простым прическам. После второй мировой войны технология, в эпоху индустриальных новшеств, парикмахерское искусство стало совершенствоваться: укладка фенами и фиксаторами, химическое окрашивание волос. А тут еще в 1940 году в Германии была выполнена первая химическая завивка. Это открыло новую страницу в истории парикмахерского дела.

Набирало силу движение борьбы за права женщин. Женщины начинают участвовать в выборах, занимаются общественной работой и политикой, садятся за руль первых авто, снимаются в кино, начинают носить брюки, словом пугают бедных мужчин до обморока. Дальше – больше: дамы начинают коротко стричься! И надо сказать – им это очень идет. Дерзкий и сексуальный стиль «под мальчика» не теряет актуальности уже почти целый век!

Средневековье

Прическе начинает придаваться сакральное значение. Молодые девушки носили волосы распущенными, чем длиннее — тем красивее. Замужние дамы укутывали волосы шарфами или платками.

Считалось, что красоту волос замужней дамы мог видеть только законный супруг. Вид непокрытых женских волос считался греховным, искусительным и достойным порицания. Однако молодые девушки не скупились на различные уловки, чтобы придать прическе большую привлекательность.

Самым модным трендом того времени была завивка: с помощью специально разогретых палочек юные прелестницы добивались спиралевидных локонов, которые не расчесывали, чтобы сохранить структуру. Священники пытались остановить этот разврат:

Но ад средневековых модниц, судя по всему, не слишком пугал.

Прически в стиле «Великого Гэтсби»

Характеристика стиля

Главный герой романа Ф. Фицджеральда, Джей Гэтсби, богатый, успешный молодой человек, в доме которого проходят роскошные вечеринки. За загадочностью, блистательностью скрывается скромное происхождение, стремительное восхождение по социальной лестнице благодаря подпольной торговле.

Роман наполнен блеском богатства, бешеными ритмами танцев и ощущением одиночества. За яркой блестящей картинкой успешной жизни стоят несчастные судьбы целого поколения. Разочарование в американской мечте, навязывание потребительских ценностей проходит красной нитью в романе Великий Гэтсби.

Характерные черты стиля:

  • вычурные наряды прямого кроя с глубоким декольте, для отделки используются бахрома, стразы, золотые нити, полупрозрачные ткани, обнаженные руки и плечи были основой женского образа;
  • в макияже темной дымкой выделяются глаза, четкой линией очерчиваются губы, используются насыщенные глубокие оттенки, выделяющиеся на фоне бледной аристократичной кожи;
  • головные уборы являются узнаваемой деталью стиля Гэтсби, повязки, аккуратные шляпки, чалмы, заколки щедро декорировались стразами, камнями, бисером, перьями по принципу — много блеска не бывает;
  • цветовая гамма нарядов включает классические оттенки — белый, бежевый, черный, синий уравновешивают кичливость и блеск отделки;
  • мужской гардероб состоит из костюма тройки, жилетки, смокинга, соломенная шляпа канотье и туфли оксфорды стали визитной карточкой бурлящих 20-х, пестрые элементы присутствуют только в аксессуарах — бабочках, галстуках.

С чего начиналось историческое развитие и совершенствование парикмахерского искусства

Наиболее востребованными и хорошо оплачиваемыми сегодня являются профессии парикмахер и визажист. Получение подобной профессии откроет возможность реализоваться творчески, улучшив при этом, своё финансовое положение. Осуществить задуманное поможет поступление в школу парикмахерского искусства. Но что мы знаем об истории возникновения и развитии парикмахерского искусства вообще?

Более массовую, с подобной древней историей, актуальную, и в настоящее время, профессию найти непросто. Профессия парикмахер появилась вместе с человечеством. Во времена первобытного общества время причёсывания назначал старейшина племени. Обычно профессия парикмахера совмещалась с врачеванием – без здоровья не бывает красоты. Ремеслу парикмахера в школах не обучали. Да и не было в древности подобных школ.

Много веков спустя парикмахерским искусством люди стали заниматься профессионально. Этой профессии стали обучать в специальных школах парикмахера. По окончании обучения сдавался специальный экзамен. Новоиспечённые парикмахеры не только получали доступ к волосам клиентов, но и имели право заниматься хирургией: удаляли зубы, вросшие ногти, могли промыть желудок после отравления.

При Людовике XIII при дворе появились так называемые художники по причёске. Чуть позже, уже при Людовике XV, в Париже появилась Академия парикмахерского искусства — первая парикмахерская школа того времени. Там обучались специалисты по изготовлению париков.

Во времена Древней Руси крепостных отправляли в школы парикмахерских искусств в Германию, Францию, Англию. Работа русских мастеров не ценилась, хотя причёски они делали виртуозно, ценилось только то, что приходило в Россию из Европы.

Начало двадцатого века было ознаменовано появлением кинематографа, что дало новый толчок развитию парикмахерских школ и профессии вообще. Законодателями мод становятся известные актёры.

Современный мир представлен всего несколькими крупными агентствами, занимающимися прогнозированием моды. Находятся они в Милане, Лондоне, Дюссельдорфе, Нью-Йорке. Мода едина во всём. Если популярны округлые формы, то они будут присутствовать везде: в мебели, бытовой технике, одежде, и, конечно же, в причёсках. Известный стилист Александр Тодчук говорил, что стиль — это когда в человеке гармонично сочетаются макияж, одежда, причёска с манерой поведения и образом жизни.

Современные тренды и эксперименты

В современном мире искусство создания причесок достигло невероятных высот. Сегодня модные стрижки и прически становятся настоящим искусством, позволяя выражать индивидуальность и стиль каждого человека.

Один из современных трендов в мире причесок — эксперименты с цветом волос. Многие люди решаются на яркие и необычные оттенки, такие как фиолетовый, розовый или голубой

Такие цветовые эксперименты позволяют создать яркую и запоминающуюся образ, который привлекает внимание окружающих

Также популярным трендом в современных прическах является создание объемных и геометрических форм. Это может быть стрижка с крупными скошенными челками, строгие графичные прически или стрижки с объемом и текстурой. Такие прически подчеркивают смелость и экспериментальность владельца.

Еще одним трендом современных причесок является использование различных фактур волос. К примеру, создание тонких и прозрачных прядей или, наоборот, густых и волнующихся локонов. Это позволяет подчеркнуть естественность или, наоборот, необычность внешнего облика.

Интересным трендом в современных стрижках является игра со средневековыми и ретро эпохами. Некоторые стилисты создают прически, вдохновленные средневековыми королевами или моделью 20-30 годов. Это создает неповторимый образ и придает индивидуальность.

В целом, современные тренды и эксперименты в мире причесок позволяют каждому человеку выразить свою индивидуальность и стиль. Больше нет жестких рамок и правил, можно смело экспериментировать и создавать уникальные образы, которые придают уверенности и особенности.

Стрижки истории средневековья

В средние века женщины отличались своей суровостью. Как правило, свои волосы они прятали под накидками. Так что говорить о сложных прическах не приходилось. Только с 13 века женщины снова заговорили о красоте волос. В те времена даже мужчинам разрешалось вплетать в волосы красивые цветы, а вот дамы могли украсить прически дорогой диадемой или золотым венком.

В 16 веке в моду пришли блондинки, поэтому девушки активно приступили к осветлению волос, чтобы не отставать от модных тенденций того времени. Для декорирования укладки они использовали драгоценности или предназначенные накидки. Очень модными в то время были собранные прически. Причем челки тогда не носили, а подбирали у лба, чтобы сделать его выше.

Женские прически Древнего Китая

Женская традиция ухода за волосами в Китае не зависела от политической конъюнктуры в такой степени, как мужская. Девочки до достижения ими возраста 16 лет не были обременены серьёзными ограничениями при выборе прически. По достижении этого времени девушки проходили церемонию переходного возраста «цзи-ли» (笄禮), в ходе которой волосы собирались в традиционную для Китая прическу. Во время ритуала волосы мылись, скручивались и фиксировались заколкой-шпилькой, называемой «цзи», (笄) или гребнем. Девушка, прошедшая церемонию, считалась взрослой и получала право на брак.

Простая прическа времен династии Хань, правившей с 206 года по 22 год до нашей эры, состояла из длинного «конского» хвоста, распадающегося вдоль головы так, чтобы волосы обрамляли лицо с обеих сторон и показывали в выгодном свете лоб. Волосы могли разделяться пробором, так как идеалы красоты предполагали симметрию. Девочки могли оставить большую часть своих волос распущенными, собирая лишь их часть в пучок на затылке, который фиксировался шпилькой.

После того как девушка выходила замуж, прагматизм брал верх. Занимаясь семьей и домашними делами, женщины не имели необходимости выставлять напоказ свои волосы.

Замужние женщины в Древнем Китае носили волосы собранными в прически различных стилей, начиная от практичных до сложных, предназначенных для праздников и церемоний. Прическа зависела и от социального ранга. Самым простым был пучок из волос, собранных на затылке. Более сложный вариант времен династии Тан (618–907 годы) предполагал использование шиньонов, декоративных гребней, булавок и даже свежих цветов. Для фиксации причесок использовался прототип нынешнего лака для волос, изготовленный методом вымачивания древесины в горячей воде, в результате чего получался липкий гель.

XVIII век: «крысиные хвосты» и «фрегаты»

Карл Людвик Христинек. Портрет графа Алексея Орлова-Чесменского. 1768. Приморская государственная картинная галерея, Владивосток

Дмитрий Левицкий. Портрет Екатерины Молчановой. 1776. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Иван Никитин. Портрет Гавриила Головкина. 1720. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Отношение к прическам резко изменилось в XVIII веке. Крестьяне остались верны традициям прошлых веков, а высший свет стал следовать французской моде. На пике популярности были громоздкие парики фасонов «грива» и «пудель» – ими украшались и женщины, и мужчины. Парики стоили дорого: например, в период правления Елизаветы Петровны конструкцию из волос можно было купить за 5 рублей. Для сравнения: пуд пшеницы (16,3 килограмма) продавался за 64 копейки, а большой мешок сахара – за 2,5 рубля.

До этого всех стригли цирюльники, которые еще пускали кровь, вырывали зубы и даже выписывали некоторые лекарства. А теперь в Россию приезжали «стилисты» из Франции, люди новой профессии – парикмахеры. Они не только делали прически, изготавливали парики из накладных волос, но и гримировали дам и господ. Парикмахеров считали людьми, близкими к искусству и называли «тупейными художниками» (от французского слова «toup» – прядь волос).

Мужчины при дворе следовали не только французской моде. В период правления Анны Иоанновны распространились «прусские косы» или «крысиные хвосты»: напудренные парики с буклями и косичкой. В 1731 году эта прическа была официально введена в русской армии для представителей всех чинов. Лишь рядовым можно было пудрить волосы только по особым случаям. Указ отменил Александр I спустя почти 70 лет.

Придворные дамы и представительницы высших сословий предпочитали в XVIII веке сложные составные прически с дополнениями из шиньонов и локонов. Одной из самых популярных стал «фонтаж» – высокий начес, украшенный накрахмаленными кружевами и жемчугами. Отчаянные модницы возводили на своих волосах конструкции в форме кораблей и фрегатов. Во Франции эта парикмахерская конструкция называлась á la Belle Poule в честь военного судна Belle Poule. Считается, что первой такую прическу стала носить королева Мария-Антуанетта, а подражала ей половина Европы – в том числе, и российские дамы.

От 18 века до наших дней

XVIII век стал периодом, когда Европу захлестнула мода на парики. Причёски представляли собой вычурные замысловатые конструкции, на которые уходили целые часы. Сначала волосы расчёсывали, потом на макушке возводили специальный каркас под кудрявые шиньоны. Когда все локоны были прочно закреплены, они припудривались и украшались яркими фруктами, цветами, птичками или парусами.

В 19 веке в Чикаго была открыта первая парикмахерская школа и тогда же эту профессию стали признавать в обществе. В 20 веке по всему миру стали появляться парикмахерские конкурсы, мастер-классы и Союзы парикмахеров. Химическая завивка, накладные локоны, новые стрижки и техники окраски волос, изобретённые в прошлом веке, прочно вошли в моду и не выходят из неё по сей день.

Сегодня профессия парикмахера очень престижна и востребована, т.к. она связана с миром моды и стиля, с участием в конкурсах и креативом. Знакомство с новыми технологиями, общение с интересными людьми, богатые возможности для карьерного роста и творческой реализации привлекают в эту профессию всё больше людей.

Джентльмены предпочитают женственных

В 1930-е на смену моде на мужские силуэты приходят женственность и чувственность. Первой знаменитой платиновой блондинкой считают американскую актрису Джин Харлоу. Похожий образ использовала и Мэй Уэст, а чуть позже, в 1950-х, на больших экранах появилась ещё одна платиновая блондинка — Мэрилин Монро. Тёмными локонами в это время щеголяла Грета Гарбо.


Мэрилин Монро. (kimedia.org)

Мода на причёски в 1950-х была весьма противоречива: кроме блондинки Мэрилин иконами стиля считались Одри Хепбёрн и Джина Лоллобриджида. Одри любила собирать волосы во всевозможные пучки на затылке, Джина была знаменита своими чёрными локонами. Какую бы причёску ни выбрала женщина, главный посыл был один: поскорее забыть о тяготах Второй мировой и снова позволить себе быть красивой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Модные мужские сапоги осень-зима 2020

Модные мужские сапоги осень-зима 2020