Юное поколение россиян, особенно в южной части страны, вряд ли знает о валенках как о неотъемлемой части русской зимы.Прочные валенки незаменимы в холода. Овечья шерсть, собравшая за лето энергию солнышка и тепло земли, сохраняет их в самые лютые морозы, отдавая ногам. Что и говорить, когда на улице начинает здорово примораживать, люди с радостью переобуваются в теплые валенки.
Немудрящая эта обувь упоминается в народных сказках, частушках, песнях. Названа она так потому, что ее валяют, преимущественно из шерсти.
Национальное достояние
Сколько раз выручали валенки русского человека, не перечесть! Без них, возможно, мы не одолели бы фашистов под Москвой и Сталинградом, остался бы непокоренным север, нераспаханной – целина, экспедиции на Южный Полюс не добрались бы до мест назначения. Их по достоинству ценят охотники, геологи, пограничники.
Сложно поверить, но современные валенки изобрели лишь в конце XVIII века в Нижегородской губернии, в Семеновском уезде, а уже в начале XIX века валяное производство получило распространение по всей России. Кустари-одиночки в тесных каморах смешивали мыло и соду с шерстью, разбавляя слабым раствором серной кислоты, и формировали валенок. Труд хоть и был тяжелым, зато прибыльным и, пожалуй, самым распространенным: только в Ярославском уезде промыслом занимались 146 семей и 533 хозяина. Умельцы хранили секреты, передавая их по наследству.
В 1903 году купец Кашин открыл в Тверицах первый сапоговаляльный завод, на котором работали оснащенные паровыми двигателями щипальная и чесальная машины. Фабрика, производившая в советское время около 700 тыс. пар в год в основном для армии, в 90-е — была признана банкротом. Сегодня она переживает второе рождение.
Более 100 лет выпускают мягкую, уютную обувь из овечьей шерсти на Битцевской фабрике в Подмосковье. На ее изготовление идет только мытая шерсть. Здесь не применяют серную кислоту и красители, и потому валенки сохраняют все природные свойства натуральной шерсти.
Сибирские валенки
В Сибири их называют пимы. В городе почти не носят, а вот в деревне без них никак.
Ярославская история повторилась и за Уральским хребтом: в 1885 году купец Максимов в Тахтамышеве начал строить кошмовальный завод. Тахтамышево в исторических документах значится как тюркское поселение.
По ходу строительства фабрики в селе появились русские. После революции частная собственность стала государственной. В ходе Великой Отечественной войны рабочие места мужчин заняли женщины и на фронт отправляли валенки.
Музей обуви
В 2000 году в маленьком волжском городе Мышкине состоялось открытие музея «Русские валенки». Он появился не случайно: в городе с населением 6,5 тысяч человек всего одно производство — фабрика, где делают катанки.
Валяльный промысел в Мышкинском уезде развивается с XIX века. Была выведена особая порода овец с длинной шелковистой серой шерстью. Считается, что хорошие изделия можно скатать только из сухой и чистой шерсти, состриженной осенью.
Ценилась валяная обувь высоко, а традиции переходили из поколения в поколение. Процесс изготовления настоящих изделий включает в себя из множество непростых этапов, и даже сейчас, «когда космические корабли бороздят Вселенную», производство здесь преимущественно ручное. Берут 70% осенней шерсти и 30% весенней.
Смешивают руками, потом машиной. Следующий этап — чесальная машина. Причесанную шерсть отдают основальщицам. После того, как заготовка превратится в некое подобие валенка, ее передают в валяльный цех. Это самый тяжелый участок и работают здесь мужчины. Они красят, растягивают, набивают в валенки колодки и ставят сушить. На следующий день валенки готовы.
Двести лет отделяют первый пимокатный станок от персонального компьютера. Технология изготовления этой истинно русской обуви с тех пор мало изменилась. И хотя спрос на валенки в наши дни значительно упал, эта продукция и сегодня востребована. Валенки бессмертны.